Нужно ли применять онлайн ККТ при оказании физическим лицам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям следующих услуг: ― мойка автомобилей, ― шиномонтаж, ― аренда жилых помещений, ― аренда парковочных мест?

На Ваш запрос о применении ККТ в перечисленных Вами случаях сообщаем следующее.

Порядок применения контрольно-кассовой техники урегулирован Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в РФ» (далее ― «Закон о применении ККТ»).

15 июля 2016 г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее ― «Закон № 290-ФЗ») о внесении изменений в Закон о применении ККТ, которым внесены радикальные изменения в порядок применения ККТ в Российской Федерации. Некоторые из них вступили в силу с 01.07.2018.

3 июля 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ (далее ― «Закон № 192-ФЗ»), которым также внесены серьёзные изменения в Закон о применении ККТ.

Основным нововведением законов является повсеместное внедрение онлайн касс. Это означает, что данные с каждого чека будут передаваться в налоговую инспекцию через так называемых операторов фискальных данных (ОФД) ― организации, получившие в соответствии с законодательством РФ о применении ККТ разрешение на обработку фискальных данных. Такая обработка подразумевает любое действие или совокупность действий, совершаемых с применением соответствующих технических средств при формировании или использовании базы фискальных данных, включая получение, проверку достоверности, сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение в некорректируемом виде, извлечение, использование, передачу в адрес налоговых органов в виде фискальных документов, предоставление налоговым органам таких данных и доступа к ним (ст. 1 Закона о применении ККТ).

Новый порядок обеспечивает передачу информации в режиме онлайн о каждом расчёте на сервер налоговой службы. Такая технология призвана контролировать исчисление и своевременность уплаты налогов и способствовать выявлению правонарушений.

Согласно ст. 1.1 Закона о применении ККТ под расчётами понимаются «приём (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, … предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги».

Важно, что несмотря на многочисленные изменения, внесённые в Закон о примени ККТ за полтора десятка лет, он по-прежнему устанавливает правила не для обычной передачи денежных средств, а именно для проведения расчётов за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.

В отношении расчётов платёжными поручениями между юридическими лицами или (и) индивидуальными предпринимателями следует руководствоваться п. 9 ст. 2 Закона о применении ККТ, согласно которому «контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчётов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчётов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением».

Поэтому при осуществлении платежей с расчётного счёта организации или ИП на расчётный счёт другой организации или ИП посредством платёжного поручения, составленного на бумажном носителе и представленного в банк, либо посредством платёжного поручения в электронном виде, составленного и переданного в банк по Интернету через систему «Клиент – банк», а равно и иным способом, при котором не предъявляется электронное средство платежа, ККТ может не применяться.

Если же организации и (или) ИП рассчитываются между собой наличными или, например, банковской картой, то необходимо применять ККТ.

Пока неясно, как новые правила должны работать при расчётах через подотчётных лиц. Из буквального прочтения изменений, внесённых Законами № 290-ФЗ и № 192-ФЗ, подотчётному лицу при любых покупках за наличные или по банковской карте нужно применять ККТ.

Если же плательщиком (покупателем) является обычный гражданин (не индивидуальный предприниматель), то п. 9 ст. 2 Закона о применении ККТ неприменим. В этом случае действует общее правило, сформулированное в п. 1 ст. 1.2 Закона о применении ККТ, согласно которому контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчётов.

Это означает, что при любых расчётах с гражданином, связанных с оплатой им товаров, работ или услуг, организация-продавец или ИП, по общему правилу, должны применять ККТ. Такая обязанность возникает, в частности, при расчётах:

― путём перевода денежных средств со счёта в своём банке или банке организации-получателя (ИП-получателя) посредством онлайн-банка или посредством совершения распоряжения через оператора в отделении банка;

― путём внесения наличных денежных средств в банке по квитанции;

― путём использования платёжной карты;

― через банкомат (терминал) без использования платёжной карты.

Необходимость применения ККТ в этих случаях подтверждается в письмах Минфина РФ от 28.04.2017 № 03-01-15/26324 и ФНС РФ от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592@.

Сдача в аренду жилых помещений и парковочных мест, а также оказание услуг мойки автотранспортных средств и услуг шиномонтажа в соответствии с Законом о применении ККТ не относится к льготируемым операциям. Следовательно, принципиально вопрос применения или неприменения ККТ в этих случаях лежит в плоскости формы осуществления расчёта и того, кто является покупателем, ― гражданин или организация.

Законодательством предусмотрены переходные положения, применимые к заданной в Вашем запросе ситуации. Они заключаются в следующем.

Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчётов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчётов с использованием электронных средств платежа) вправе не применять ККТ и не выдавать бланки строгой отчётности до 1 июля 2019 г. (п. 4 ст. 4 Закона № 192-ФЗ). Это правило применяется, если гражданин, например, произвёл оплату путём внесения в банке наличных по квитанции.

Для случая, когда гражданин внёс безналичную оплату, а организация или ИП, являющиеся получателем, узнали о ней только из банковской выписки, п. 5.3 ст. 1.2 Закона о применении ККТ предусматривает три варианта передачи чека:

— если покупатель или заказчик оставил номер телефона или адрес электронной почты ― ему нужно отправить электронный чек;

— если нет контактов покупателя товара ― нужно выдать ему бумажный чек при передаче товара;

— если нет контактов заказчика работ или услуг ― нужно выдать ему бумажный чек при первом взаимодействии с ним.

Пробить чек нужно до передачи товара, но не позже следующего рабочего дня после оплаты (п. 5.4 ст. 1.2 Закона о применении ККТ).

Кроме случая безналичных расчётов с гражданами, дата, начиная с которой возникает обязанность применять ККТ, варьируется в зависимости от вида операции (предмета и условий реализации товаров, работ, услуг). В соответствии с п. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ вправе не применять ККТ до 1 июля 2019 г. организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением сферы общественного питания), при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчётности.

Выполняемые (оказываемые) населению работы (услуги) следует на сегодняшний день квалифицировать по «Собирательным классификационным группировкам «Платные услуги населению» на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и «Платные услуги населению» на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)», утв. Приказом Росстата от 23.05.2016 № 244.

Согласно кодам 45.20.3, 96.09 на основе ОКВЭД2, 45.20.21.223, 45.20.30, 68.20.11, 68.20.12 на основе ОКПД2 сдача гражданам в аренду жилых помещений и (или) парковочных мест, а также осуществление мойки автотранспортных средств и шиномонтажа является оказанием услуг населению. Соответственно, по этим видам деятельности, осуществляемым по договорам с гражданами, можно не применять ККТ до 01.07.2019 при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчётности.

Учитывая всё вышеизложенное, необходимо сделать следующие выводы.

Как при оказании услуг мойки автомобилей и (или) шиномонтажа, так и при сдаче в аренду жилых помещений, а равно и при сдаче в аренду парковочных мест правила в отношении применения ККТ едины и различаются только в зависимости от того, оказывается ли услуга юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, или же гражданину, не являющемуся ИП.

При оказании услуги юридическому лицу или ИП применения ККТ не требуется, если оплата осуществляется в безналичном порядке без предъявления электронного средства платежа, т. е. если имеет место «классическая» оплата платёжным поручением, в т. ч. с использованием системы «Клиент-банк».

При оказании услуги гражданину, не выступающему в качестве ИП, необходимо, по общему правилу, применять ККТ. Однако в этом случае нужно исходить из того, что имеет место оказание услуг населению. Поэтому по таким расчётам можно не применять ККТ до 01.07.2019 при условии выдачи бланков строгой отчётности. А если гражданин к тому же рассчитывается в безналичном порядке, не используя электронные средства платежа (например, оплачивает путём внесения в банке наличных по квитанции), то до 01.07.2019 можно и бланки строгой отчётности не выдавать.

За нарушение порядка применения ККТ статьёй 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность:

  • по п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ в установленных законодательством РФ случаях:

— для должностных лиц ― штраф от 1/4 до 1/2 размера суммы расчёта, осуществлённого без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;

— для юридических лиц ― штраф от 3/4 до одного размера суммы расчёта, осуществлённого с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.;

  • по п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ за повторное совершение указанного выше правонарушения в случае, если сумма расчётов, осуществлённых без применения ККТ, составила в совокупности 1 млн. руб. и более:

— для должностных лиц ― дисквалификация на срок от года до двух лет;

— для ИП и юридических лиц ― административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

  • по п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ за применение ККТ, которая не соответствует определённым требованиям, либо применение ККТ с нарушением установленных порядка регистрации (перерегистрации) ККТ, порядка и условий её применения:

— для должностных лиц ― штраф от 1 500 до 3 000 руб.;

— для юридических лиц ― предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.;

  • по п. 5 ст. 14.5 КоАП РФ за непредставление организацией или ИП информации и документов по запросам налоговых органов или их представление с нарушением сроков, установленных законодательством о применении ККТ:

— для должностных лиц ― штраф от 1 500 до 3 000 руб.;

— для юридических лиц ― предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб.;

  • по п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ за ненаправление организацией или ИП при применении ККТ покупателю кассового чека или БСО в электронной форме либо непередачу указанных документов на бумажном носителе покупателю по его требованию:

— для должностных лиц ― штраф 2 000 руб.;

— для юридических лиц ― предупреждение или штраф в размере 10 000 руб.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *