Вопрос
Вправе ли российское физическое лицо в 2022-2023 гг. приобретать и продавать недвижимость в Объединённых Арабских Эмиратах (ОАЭ) (г. Дубай), а также ценные бумаги иностранных эмитентов? Какие имеются особенности и ограничения в использовании для этих целей денежных средств, полученных в качестве дивидендов от российского ООО, а также заёмных средств?
Ответ
I. Перевод российским физическим лицом в ОАЭ денежных средств, полученных в качестве дивидендов от российской организации или в качестве займа от российской организации
Указами Президента РФ за период с конца февраля 2022 г. и по настоящее время предусмотрен ряд антикризисных мер.
Пунктом 13 Указа Президента РФ от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств…» Центральному банку РФ предоставлено право давать официальные разъяснения по вопросам применения упомянутого указа, а также указов Президента РФ от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер…» и от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера…», имеющие обязательную силу на всей территории РФ.
В связи с этим Центральным банком РФ выпущены Информация от 30.06.2022 и Информация от 29.09.2022, согласно которым на период до 31.03.2023 физические лица – российские резиденты могут в течение календарного месяца перевести со своего счёта в российском банке на любые счета в зарубежных банках не более 1 млн. долларов США (или эквивалент в другой валюте), по системам денежных переводов ― не более 10 тыс. долларов США (или эквивалент в другой валюте).
Эти ограничения универсальны, носят общий характер и применимы ко всем ситуациям.
В то же время для рассматриваемой ситуации в дополнение к ним существуют специальные нормы, устанавливающие более жёсткие ограничения. Они касаются переводов за рубеж денежных средств, полученных в качестве дивидендов: в соответствии с пп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер…» с 01.03.2022 запрещено зачисление резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории РФ банках и иных организациях финансового рынка, а также осуществление переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платёжных услуг. При этом:
♦. Подпунктом «б» п. 1 Указа Президента РФ от 05.07.2022 № 430 «О репатриации резидентами – участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты РФ» уточнено, что вышеназванный запрет применяется в случае, «если зачисление иностранной валюты и осуществление переводов денежных средств связаны с перечислением резидентами денежных средств, полученных в виде дивидендов по акциям российских акционерных обществ либо при распределении прибыли российских обществ с ограниченной ответственностью».
♦. Подпунктом «б» п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера…» предусмотрено, что запрет на соответствующий денежный перевод может быть снят на основании разрешения, выдаваемого Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее ― «Правительственная комиссия»). При этом разрешения Правительственной комиссии не требуется, если средства зачисляются на счета, открытые в зарубежных банках, являющихся дочерними обществами уполномоченных банков по Федеральному закону от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» («Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 10.08.2022 № 78/1», доведена Минфином РФ 17.08.2022 № 05-06-10/ВН-42064).
В отношении переводов за рубеж денежных средств, полученных в качестве займа от российской организации, специальных ограничений нами не выявлено.
ВЫВОДЫ:
►. По общему правилу, до 31.03.2023 (как минимум) российское физическое лицо может переводить на счёт в зарубежном банке (в том числе в ОАЭ) не более суммы, эквивалентной 1 млн. долларов в месяц.
►. Если же переводимые за рубеж денежные средства являются полученными физическим лицом дивидендами, то есть дополнительное условие: их перевод возможен только на основании разрешения, выдаваемого Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.
►. Для перевода за рубеж денежных средств, полученных в качестве займа от российской организации, дополнительные условия отсутствуют.
II. Приобретение российским физическим лицом недвижимого имущества в ОАЭ
Подпунктами «а», «в» п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера…» с 02.03.2022 предусмотрен особый порядок осуществления (исполнения) резидентами сделок, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество:
― «с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия»;
― «с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских … лиц недружественные действия, … и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц»;
― с лицами, «не являющимися лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, если предметом сделок (операций) является … недвижимое имущество, приобретённые после 22 февраля 2022 г. указанными иностранными лицами у лиц иностранных государств, совершающих недружественные действия».
В отношении таких сделок предусмотрено, что они могут осуществляться (исполняться) только на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией (пп. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81).
По нашему мнению, в рассматриваемом случае, исходя из анализа документов, предоставленных с запросом, следует сделать вывод, что действия, совершаемые российским физическим лицом в ОАЭ, являются приобретением недвижимости. Но при этом вышеназванные ограничения не применимы по следующим причинам:
― ОАЭ не входят в перечень недружественных государств (утв. распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р);
― отсутствуют сведения, что предполагаемый продавец связан с лицами из недружественных государств или контролируется ими;
― отсутствуют сведения, что приобретаемое недвижимое имущество ранее принадлежало лицам из недружественных стран.
Кроме того имеется Официальное разъяснение ЦБ РФ от 18.03.2022 № 2-ОР, согласно п. 1.11 которого «ограничения, содержащиеся в Указе № 81, не распространяются на сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на … недвижимое имущество, осуществляемые (исполняемые) резидентами с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, если … объекты недвижимости (включая строящиеся объекты недвижимости) находятся за пределами территории РФ».
ВЫВОД:
►. В рассматриваемом случае ограничения на приобретение недвижимости в ОАЭ российским физическим лицом отсутствуют.
III. Продажа российским физическим лицом недвижимого имущества, находящегося в ОАЭ
III.1. По общему правилу, необходимо получить разрешение Правительственной комиссии для того чтобы отчуждать недвижимость лицам из недружественных государств и подконтрольным им лицам (за исключением Специальных иностранных лиц). Такие ограничения могут распространяться и на продажу недвижимости другим иностранным контрагентам, если имеется цепочка сделок с участием лица из недружественной страны.
Эти выводы следуют из пп. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79 и п. 1.7 Официального разъяснения ЦБ РФ от 18.03.2022 № 2-ОР, а также из пп. «в» п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81. При этом к «Специальным иностранным лицам» относятся лица, одновременно отвечающие требованиям пп. пп. «а» и «б» п. 12 Указа от 05.03.2022 № 95 (письмо ЦБ РФ от 07.04.2022 № 31-4-1/507), а именно:
а) они находятся под контролем российских юридических лиц или физических лиц (конечными бенефициарами являются РФ, российские юридические лица или физические лица), в том числе в случае если этот контроль осуществляется через иностранные юридические лица, связанные с такими иностранными государствами;
б) информация о контроле над ними раскрыта российскими юридическими лицами или физическими лицами, названными в подпункте «а», налоговым органам РФ в соответствии с требованиями законодательства РФ.
ОАЭ не входят в перечень недружественных государств (утв. распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р).
По нашему мнению, в рассматриваемом случае, исходя из анализа документов, предоставленных с запросом, следует сделать вывод, что если российское физическое лицо приобретёт недвижимость в ОАЭ у застройщика – резидента ОАЭ и в дальнейшем продаст его лицу, не являющемуся резидентом недружественной страны и не контролируемому лицом из недружественной страны, то вышеназванные ограничения применяться не будут.
III.2. Пунктом 4 Указа Президента РФ от 04.05.2022 № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств…» определены лица, которые не признаются связанными с недружественными иностранными государствами. Это:
а) лица, находящиеся под контролем юридических лиц или физических лиц, личным законом которых является право иностранного государства, не относящегося к иностранным государствам, совершающим недружественные действия, при условии, что такой контроль установлен до 1 марта 2022 г.;
б) лица, находящиеся под контролем иностранного государства, не относящегося к иностранным государствам, совершающим недружественные действия, при условии, что такой контроль установлен до 1 марта 2022 г.
Кроме того, в соответствии с п. 12 Указа Президента РФ от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств…» контрагент не признаётся лицом недружественного государства при условии, что он одновременно отвечает следующим требованиям:
― он контролируется российскими юридическими или физическими лицами (в том числе через иностранные юридические лица);
― информация о контроле раскрыта налоговым органам.
III.3. Также отметим, что:
― в соответствии с пп. «ж» п. 5 Указа Президента РФ от 04.05.2022 № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств…» физические лица – российские резиденты вправе совершать (исполнять) «безвозмездные сделки, которые влекут за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество и стороной которых являются граждане иностранных государств, совершающих недружественные действия, при условии, что указанные сделки совершаются между супругами или близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ»;
― резиденты РФ вправе продавать недвижимость иностранным организациям, связанным с недружественными государствами, а также российским и иностранным организациям, которых контролируют иностранные лица, связанные с недружественными государствами (п. 1 Выписки из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 07.09.2022 № 85 (доведена Минфином РФ 13.09.2022 № 05-06-10/ВН-46769)).
Продажа недостроенных объектов недвижимости, находящихся за рубежом (в ОАЭ), по нашему мнению, может быть квалифицирована как продажа объектов недвижимости или как продажа недостроенных объектов недвижимости. При этом ограничений на продажу недостроенных объектов недвижимости нами не выявлено.
Нормативных положений, обязывающих переводить в банки на территории РФ денежные средства, полученные физическим лицом – резидентом РФ от продажи недвижимости (недостроенных объектов недвижимости) за рубежом, нами не выявлено.
III.4. С дохода от продажи зарубежного недвижимого имущества необходимо уплатить НДФЛ, если это имущество находилось в собственности физического лица менее 5 лет (п. 17.1 ст. 217, п. 2, п. 4 ст. 217.1 НК РФ, письмо Минфина РФ от 17.02.2022 № 03-04-05/11261).
По общему правилу, объектом налогообложения для лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, признаётся доход, полученный ими от источников в РФ и от источников за пределами РФ (п. 1 ст. 209 НК РФ). К доходам, полученным от источников за пределами РФ, относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося за пределами РФ (пп. 5 п. 3 ст. 208 НК РФ).
Физическое лицо обязано самостоятельно исчислить НДФЛ в отношении дохода, полученного от продажи зарубежной недвижимости, и в силу императивных предписаний НК РФ представить в налоговый орган по месту своего учёта в РФ декларацию по форме 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пп. 2, 3 п. 1, п. п. 2, 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ).
В целях определения размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, установленного пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, или уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведённых им и документально подтверждённых расходов, связанных с приобретением этого имущества (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ, письмо Минфина РФ от 20.09.2017 № 03-04-06/60671).
На основании п. 5 ст. 210 НК РФ доходы (расходы, принимаемые к вычету в соответствии со ст. 220 НК РФ) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения указанных доходов (дату фактического осуществления расходов). Представляемые из иностранного государства в налоговый орган документы, необходимые для исчисления налога, целесообразно перевести на русский язык, перевод налогоплательщик вправе произвести как самостоятельно, так и с привлечением технических средств (программ-переводчиков) или специалистов. Требований о нотариальном удостоверении такого перевода на русский язык НК РФ не содержит.
Международного договора с ОАЭ об избежании двойного налогообложения, который бы распространял своё действие на физических лиц, Россией не заключено, поэтому в случае уплаты налога на доход по законодательству ОАЭ зачесть его при исчислении НДФЛ в России нельзя (п. 1 ст. 232 НК РФ).
ВЫВОДЫ:
►. В рассматриваемом случае ограничения на продажу российским физическим лицом недвижимости, находящейся в ОАЭ, отсутствуют при условии, что покупателем выступает лицо, не являющееся резидентом недружественной страны и не контролируемое резидентом недружественной страны.
►. При передаче недвижимости гражданам недружественных государств ограничений не будет при условии, что передача осуществляется безвозмездно, а принимающей стороной выступает супруг или близкий родственник продавца в соответствии с Семейным кодексом РФ.
►. При продаже недвижимости юридическим лицам, связанным с недружественными странами или находящимся под контролем лиц из недружественных стран, ограничений не будет.
►. Продажа находящихся за рубежом (в ОАЭ) недостроенных объектов недвижимости может быть приравнена к продаже объектов недвижимости с распространением на эти сделки соответствующих правил.
►. Физическое лицо – резидент РФ не обязано переводить в РФ денежные средства от продажи недвижимости в ОАЭ.
►. Физическое лицо – резидент РФ обязано представить в налоговый орган РФ декларацию по НДФЛ и уплатить налог с дохода от продажи недвижимости в ОАЭ. Налоговой базой будут доходы от продажи недвижимости, уменьшенные на расходы, понесённые при её приобретении.
IV. Приобретение российским лицом иностранных ценных бумаг через российского брокера
IV.1. Заметим, что по ценным бумагам в целом правовой режим соответствует купле-продаже недвижимости, а именно ― российские резиденты должны получить разрешение Правительственной комиссии для:
― покупки (получения в собственность иным образом) ценных бумаг у лиц из недружественных государств и подконтрольных им лиц и отчуждения их указанным лицам (за исключением Специальных иностранных лиц) (пп. пп. «а», «б» п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81, п. 1.7 Официального разъяснения ЦБ РФ от 18.03.2022 № 2-ОР, письмо ЦБ РФ от 07.04.2022 № 31-4-1/507);
― продажи или покупки ценных бумаг у другого иностранного контрагента, если он приобрёл их после 22 февраля 2022 г. у лица из недружественной страны (пп. «в» п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81).
IV.2. Как следует из Информации Банка России от 06.09.2022, размещённой на официальном сайте ЦБ РФ (адрес https://cbr.ru/press/event/?id=14135), российским брокерам предписано не исполнять с 1 октября 2022 г. поручения неквалифицированных инвесторов на покупку ценных бумаг эмитентов из недружественных стран.
Запрет нужно соблюдать, если по итогам сделки доля таких бумаг в портфеле инвестора превысит 15%.
С 1 ноября 2022 г. максимальная доля этих бумаг в портфеле клиента ― 10%, с 1 декабря 2022 г. ― 5%. С 2023 года будет приостанавливаться исполнение любых указанных поручений.
Предписание затрагивает также поручения:
― на покупку и продажу поставочных производных финансовых инструментов, если их базисный актив ― иностранные ценные бумаги эмитентов из недружественных стран;
― на увеличение коротких позиций по ценным бумагам эмитентов из недружественных стран.
Ограничения не касаются закрытия коротких позиций, а также операций с иностранными бумагами российских компаний и эмитентов не из стран, совершающих недружественные действия.
Порядок получения статуса квалифицированного инвестора установлен ст. 51.2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
ВЫВОД:
►. Установлен фактический запрет на приобретение ценных бумаг эмитентов из недружественных стран через российского брокера. Запрет распространяется только на неквалифицированных инвесторов.
V. Приобретение иностранных ценных бумаг и недвижимости за счёт заёмных средств
Ограничений на приобретение физическим лицом – резидентом РФ иностранных ценных бумаг и недвижимости за рубежом в связи с тем, что это осуществляется за счёт заемных средств, полученных в РФ от российской компании, нами не выявлено.
ВЫВОД:
►. Дополнительных ограничений в связи с тем, что недвижимость в ОАЭ или иностранные ценные бумаги приобретаются российским физическим лицом за счёт полученных от российской организации заёмных средств, нет.
VI. Отчётность в связи с совершением сделок и движением денежных средств за рубежом
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» «граждане – резиденты РФ обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учёта отчёты о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, и о переводах денежных средств без открытия банковского счёта с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платёжных услуг».
По общему правилу, Отчёт представляется ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчётным годом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России или на бумажном носителе непосредственно в налоговый орган либо направляется по почте заказным отправлением с уведомлением о вручении (п. п. 2, 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365).
В 2022 г. срок сдачи Отчёта продлен до 01.12.2022 (п. 2 Постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 977). Резиденты, у которых нет места жительства или недвижимости в РФ, могут направить Отчёт в налоговый орган по своему выбору (Информация ФНС РФ в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.gov.ru).
Представление Отчёта не требуется, в частности, в следующих случаях (абз. 4 ч. 7, ч. 8 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»):
― срок пребывания гражданина – резидента РФ за пределами РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней;
― банк, в котором открыт счёт (вклад), расположен на территории государства – члена ЕАЭС или на территории иностранного государства, с которым осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, при условии, что общая сумма движения денежных средств по счёту (вкладу) за отчётный год не превышает 600 000 руб. (эквивалентную сумму в иностранной валюте) либо остаток денежных средств на счёте (вкладе) по состоянию на конец отчётного года не превышает указанную сумму, если в течение отчётного года зачисление денежных средств на счёт (вклад) не осуществлялось.
С ОАЭ автоматический обмен финансовой информацией осуществляется (приказ ФНС РФ от 27.05.2022 № ЕД-7-17/450@).
Форма Отчёта (КНД 1112520) утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365.
ВЫВОДЫ:
►. В рассматриваемом случае физическое лицо – резидент РФ обязано представить в налоговый орган Отчёт о движении денежных средств за рубежом.
Необходимости представления иной отчётности, связанной с движением денежных средств и совершением сделок за рубежом, нами не выявлено.