Вопрос.

Возможно ли избежать последствий неприменения ККТ при продаже физическому лицу транспортного средства?

Ответ.

Проверки правильности применения контрольно-кассовой техники (далее ― «ККТ») не относятся к сфере регулирования налогового законодательства. Данные проверки проводятся на основании Административного Регламента, утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н (далее ― «Регламент»). Из Регламента следует, что применение ККТ осуществляется в ходе специальных (не налоговых) проверок.

Тем не менее Регламентом функции по контролю за правильностью и законностью применения ККТ возложены на налоговые органы. Только сотрудники налоговой инспекции имеют право проводить проверки ККТ. Как правило, это осуществляют сотрудники отдела оперативного контроля налоговой инспекции.

Планов проверок ККТ с конкретными налогоплательщиками не существует. Есть план по количеству проверок в месяц или квартал, который назначает вышестоящий налоговый орган той или иной инспекции. Он зависит от количества единиц ККТ, зарегистрированных в налоговой инспекции.

Из п. 23 Регламента усматривается, что проверка выдачи кассового чека может осуществляться только путём проведения контрольной закупки. Однако действующий Регламент создавался в период, когда ещё не существовало онлайн-ККТ. Поэтому налоговые органы руководствуются не только им, но и напрямую статьёй 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ» (далее ― Закон о ККТ»). Так, согласно п. 2 ст. 7 Закона о ККТ налоговые органы:

― ведут (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинг расчётов с применением ККТ, проводят анализ данных;

― осуществляют наблюдение за применением ККТ;

― проводят проверки применения ККТ, полноты учёта выручки в организациях и у ИП, а также проверки осуществления деятельности операторами фискальных данных, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся у налоговых органов (удалённые проверки);

― проводят проверки оформления кассовых чеков, в том числе путём совершения контрольных закупок.

Таким образом, налоговые органы могут использовать широкий спектр полномочий для выявления фактов неприменения ККТ. Предугадать то, попадёт ли описанный Вами в запросе факт неприменения ККТ в поле зрения налоговых органов, не представляется возможным.

Для минимизации или исключения ответственности законодательством предусмотрены следующие возможности:

►. Учёт смягчающих обстоятельств и назначение наказания «меньше минимального».

В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершённого административного правонарушения, личность виновного (для должностного лица), имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства приведены в ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, орган, рассматривающий дела об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующим пунктом статьи КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей, а для юридических лиц ― не менее ста тысяч рублей (п. п. 2.2, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ). При этом размер административного штрафа не может составить менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующим пунктом статьи КоАП РФ (п. п. 2.3, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

►. Назначение наказания «меньше минимального» при добровольном устранении выявленного нарушения.

Если административное правонарушение, предусмотренное п. п. 2, 4, 6 ст. 14.5 КоАП РФ (в том числе неприменение ККТ), выявлено при проведении автоматизированной информационной системой налоговых органов проверки поступивших сообщений и заявлений о совершении лицом административного правонарушения и если это лицо признало факт правонарушения и добровольно исполнило обязанность, за неисполнение которой оно привлекается к административной ответственности, то административное наказание назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа, предусмотренного п. п. 2, 4, 6 ст. 14.5 КоАП РФ (п. 3.4 ст. 4.1, п. 4 ст. 28.6 КоАП РФ).

►. Освобождение от штрафа субъекта малого или среднего бизнеса, если правонарушение совершено им впервые.

В соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ административный штраф, предусмотренный ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ, может быть заменён на предупреждение, если выявленное административное правонарушение совершено впервые, а правонарушитель в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» является субъектом малого или среднего предпринимательства.

►. Освобождение от наказания при добровольном устранении нарушения и своевременном сообщении о нём в налоговый орган.

В соответствии с примечанием к ст. 14.5 КоАП РФ лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им ККТ и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу соответствующую обязанность, освобождается от административной ответственности, если на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями о совершённом правонарушении и представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *