ВОПРОС
Российское АО (далее ― «Общество») оказывает инжиниринговые услуги в адрес ТОО, созданного по законодательству Республики Казахстан (далее ― «Казахстанская компания»), по договору (далее ― «Договор»). Каковы налоговые последствия?
ОТВЕТ
Налог на добавленную стоимость
Место оказания услуг для целей НДС определяется не договорами, а налоговым законодательством (ст. 148 НК РФ) и, в первую очередь, положениями международных договоров, как это следует из п. 1 ст. 7 НК РФ.
На вывод о месте оказания услуг не влияет в том числе содержание п. 3.1.2 Договора, в котором идёт речь о возможности командировок персонала Общества в Казахстан.
Применение косвенных налогов (в т. ч. НДС) в торговых отношениях государств – членов Евразийского экономического союза, в том числе Республики Казахстан, осуществляется в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее ― «Договор о ЕАЭС»), в том числе «Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» (далее ― «Протокол»), являющимся приложением № 18 к Договору о ЕАЭС.
В соответствии с п. 28 Протокола, по общему правилу, «взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признаётся местом реализации работ, услуг».
Согласно пп. 4 п. 29 Протокола «местом реализации работ, услуг признаётся территория государства-члена, если … налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются … консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации (за исключением услуг в электронной форме), а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы».
В рассматриваемом случае в соответствии с условиями Договора Казахстанская компания приобретает инжиниринговые (или аналогичные) услуги. Поэтому местом их реализации является Республика Казахстан, а не территория РФ.
Следовательно, учитывая положения п. 1 ст. 146 НК РФ, такая реализация услуг не является объектом обложения НДС в Российской Федерации.
Аналогичные выводы следуют из письма Минфина РФ от 14.06.2023 № 03-07-13/1/54681.
Такая реализация услуг будет облагаться НДС в Республике Казахстан.
Казахстанская компания будет выступать налоговым агентом по НДС, удержит налог при выплате вознаграждения Обществу и перечислит его в бюджет Республики Казахстан.
Отметим, что несмотря на то, что Общество выполняет работы (оказывает услуги) по Договору за пределами территории РФ, оно не должно восстанавливать «входной» НДС, относящийся к этим работам (услугам), т. е. принятый к вычету при приобретении товаров, работ, услуг.
Это обусловлено тем, что в п. 2 ст. 170 НК РФ, из которого следует обязанность восстановления НДС, не поименованы операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых не признается территория РФ.
Аналогичные выводы содержатся в письме Минфина РФ от 25.10.2024 № 03-07-08/104520.
Налог на прибыль
В рассматриваемом случае применяется Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 «Об устранении двойного налогообложения…» (далее ― «Конвенция»).
Из положений ст. 7, ст. 21 Конвенции в их взаимосвязи усматривается, что доходы резидента договаривающегося государства подлежат налогообложению только в этом государстве.
Это значит, что доход, который получает Общество от Казахстанской компании, облагается только российским налогом на прибыль.
Соответственно, Казахстанская компания должна перечислить Обществу всю сумму (цену), предусмотренную Договором, ― 199 154 866 руб. (НДС не перечисляется). Казахстанская компания не является налоговым агентом и не удерживает налог на прибыль.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 311 НК РФ «доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении её налоговой базы … . Указанные доходы учитываются в полном объёме с учётом расходов, произведённых как в РФ, так и за её пределами. … При определении налоговой базы расходы, произведённые российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами РФ, вычитаются в порядке и размерах, установленных настоящей главой».
Таким образом, Общество, получив доход от Казахстанской компании, учитывает его в налоговой базе при исчислении налога на прибыль в общем порядке.
Получение подтверждения того, что иностранная компания имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым РФ имеет международный договор по вопросам налогообложения, предусмотрено п. 1 ст. 312 НК РФ для ситуации, когда российская организация выплачивает доход иностранной компании и, руководствуясь международным договором, не удерживает налог на прибыль при выплате.
В рассматриваемом же случае, наоборот, российская организация получает доход от иностранной компании. Поэтому у Общества нет необходимости запрашивать у Казахстанской компании документ о подтверждении её резидентства.
Другие вопросы
Во избежание потенциальных проблем, связанных и исчислением налогов, валютным контролем, переводом денежных средств и т. д., рекомендуем сформулировать цену Договора более полно.
Так, в соответствии с п. 3.1.1 Договора «цена Договора за объём услуг и Работ, предусмотренный Техническим заданием (Приложение № 1 к настоящему Договору), составляет 199 154 866 (сто девяносто девять миллионов сто пятьдесят четыре тысячи восемьсот шестьдесят шесть) рублей, кроме того НДС в соответствии с действующим законодательством».
Рекомендуем:
― рассчитать конкретную сумму НДС;
― указать, что это НДС, взимаемый в бюджет Казахстана;
― указать, что Казахстанская компания является налоговым агентом и удерживает этот НДС при выплате;
― определить цену Договора как твёрдую величину, включающую НДС в определённой сумме.
Выводы:
― местом реализации инжиниринговых услуг, предусмотренных Договором, является Республика Казахстан (не территория РФ);
― реализация услуг, предусмотренных Договором, не является объектом обложения НДС в Российской Федерации. Однако она облагается НДС в Республике Казахстан;
― казахстанская компания будет выступать налоговым агентом по казахстанскому НДС, удержит его при выплате вознаграждения российскому АО и перечислит в бюджет Республики Казахстан;
― несмотря на то, что российское АО выполняет работы (оказывает услуги) за пределами территории РФ, оно не должно восстанавливать «входной» НДС, относящийся к этим работам (услугам);
― в части налога на прибыль к отношениям по Договору применяется Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 «Об устранении двойного налогообложения…»;
― казахстанская компания должна перечислить российскому АО всю сумму (цену), предусмотренную Договором, кроме НДС (НДС не перечисляется). Казахстанская компания не является налоговым агентом по налогу на прибыль и не удерживает этот налог;
― российское АО, получив доход от Казахстанской компании, учитывает его в налоговой базе при исчислении российского налога на прибыль в общем порядке;
― у российского АО нет необходимости запрашивать у Казахстанской компании документ о подтверждении её резидентства;
― в Договоре рекомендуем уточнить цену, а именно:
— рассчитать конкретную сумму НДС;
— указать, что это НДС, взимаемый в бюджет Казахстана;
— указать, что Казахстанская компания является налоговым агентом по НДС и удерживает этот налог при выплате;
— определить цену Договора как твёрдую величину, включающую НДС в определённой сумме.