Наше предприятие находится за г. Подольском (Московская область). Городской общественный транспорт на предприятие не ходит, можно добраться только электричкой, от пригородной электрички еще 15 мин. езды. Сотрудники доставляются до места работы автобусом, который предоставляет транспортная компания по договору на оказание услуг. Численность сотрудников, перевозимых к месту работы, постоянно меняется. Можно ли учесть для целей налогообложения прибыли расходы на оказание услуг транспортной компании? Налоговые риски?
Ответ АКФ ПромСтройФинанс:
Согласно п. 25 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся выплаты в пользу работников, предусмотренные коллективными и (или) трудовыми договорами.
В соответствии с п. 26 ст. 270 НК РФ оплата проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом не признается расходом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда такая оплата предусмотрена трудовыми и (или) коллективными договорами.
Налоговый кодекс РФ не разъясняет, достаточно ли выполнения одного из условий или необходимо, чтобы доставка сотрудников была предусмотрена коллективным или трудовым договором и обусловлена технологическими особенностями производства одновременно.
По данному вопросу есть три точки зрения.
Официальная позиция исходит из того, что для признания расходов на доставку сотрудников должны выполняться оба условия, т.е. доставка сотрудников должна быть вызвана технологическими особенностями производства и предусмотрена в коллективном или трудовом договоре (Письмо Минфина России №03-03-05/21 от 04.12.2006 г).
В то же время есть Письмо УФНС России по г. Москве (от 2 сентября 2008 г. N 21-11/082829@), согласно которому затраты на оплату проезда к месту работы и обратно, предусмотренные трудовым (коллективным) договором, учитываются в расходах, если такие расходы являются частью оплаты труды и по таким расходам предприятие может выявить конкретную величину доходов каждого работника (с начислением ЕСН и НДФЛ).
Третья точка зрения, выраженная в судебных решениях и авторских консультациях, заключается в следующем: расходы на доставку сотрудников, произведенную в силу технологических особенностей производства, могут учитываться при налогообложении прибыли, даже если эта доставка не предусмотрена трудовым договором.
Из приведенной информации следует, что по данному вопросу финансисты, налоговики и судьи на сегодняшний день не пришли к единому мнению.
Для подготовки ответа на данный запрос нами были подробно изучены многочисленные противоречивые письма Минфина России, мнения налоговых органов и независимых экспертов, судебная практика.
По нашему мнению учесть расходы на доставку сотрудников до места работы и обратно для целей налогообложения прибыли возможно, так как такие расходы соответствуют требованиям статьи 252 НК РФ. Данный вывод сделан нами по следующим основаниям. Доставка работников Вашего предприятия к месту работы и обратно наемным автотранспортом соответствует оптимальной организации производственной деятельности предприятия, так как местоположение предприятия таково, что сотрудники организации не имеют иной возможности добраться до места работы и обратно.
Предоставление такой бесплатной доставки не может рассматриваться как оплата услуг, предназначенных для работника, то есть оплата такой доставки работников будет считаться обычными производственными расходами предприятия. Для целей налогообложения прибыли данные расходы можно учесть по ст. 264, п. 49 в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Учитывая изложенное: НДФЛ, ЕСН и страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не начисляются.
Вполне возможно, что налоговая инспекция будет настаивать на доначислении налогов, но пусть сначала попробует персонифицировать доходы сотрудников, да еще таким образом, чтобы сотрудники не обратились потом в трудовую инспекцию.
В своем ответе мы умышленно привели три точки зрения. Наличие трех точек зрения доказывает только одно, что Минфин, налоговики и судьи на сегодняшний день единого мнения не имеют, поэтому Вам придется решать самим, какую точку зрения поддержать, оценив цену вопроса, Вашу корпоративную политику (готовы ли Вы судиться) и возможность персонифицировать доходы сотрудников.
По нашему мнению, персонифицировать доходы сотрудников в Вашем случае можно, если вести журнал учета сотрудников, перевозимых к месту работы. Но даже если Вы будете вести журнал, то может сложиться такая ситуация, что месячная плата за автобус будет делиться на малое количество людей, что не справедливо, ведь автобус рассчитан на 25 человек. Тогда могут появиться другие риски: зачем автобус, рассчитанный на 25 человек, заказывать только для пяти, куда относить плату за 20 оставшихся человек?
Хотим привести ряд писем Минфина, которые помогут Вам отстоять свою точку зрения. Это письмо Минфина №03-05-01-04/142 от 01.06.2006 г, в котором указано следующее: «Поскольку работники не имеют возможности добираться до места работы и обратно общественным транспортом, суммы оплаты организацией проезда работников к месту работы и обратно не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работника и, соответственно, являться объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц.
Таким образом, суммы оплаты организацией проезда работников при отсутствии общественного транспорта в соответствии с договорами, заключенными с транспортными компаниями, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц».
В письме Минфина от 04.12.2006 г №03-03-05/21 содержится следующий вывод: «В случае если доставка сотрудников до места работы и обратно связана с режимом работы предприятия, местоположением, то есть если сотрудники организации не имеют иной возможности добраться до места работы и обратно, предоставление такой бесплатной доставки не может рассматриваться как оплата услуг, предназначенных для работника, то есть оплата такой доставки работников будет считаться обычными производственными расходами организации.
В противном случае предусмотренные трудовыми договорами стоимость доставки сотрудников до места работы и обратно, а также оплата организацией проездных билетов сотрудников подлежат налогообложению единым социальным налогом с учетом п. 3 ст. 236 Кодекса.
Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
При отсутствии рейсов общественного транспорта суммы оплаты организацией проезда работников к месту работы и обратно не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работника и соответственно являться объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц».